я и гуру

История моей практики аштанга йоги с Шаратом Джойсом.

К маю 2009 года я уже несколько лет подряд занималась хатха-йогой и пранаямой, преподавала вечерние занятия в старом Аштанга-йога центре, а по утрам тренировала немыслимую кхечари-мудру, мечтая с её помощью когда-нибудь достичь самадхи.
Именно в тот период я попала в Москве на недельный семинар к Лино Миеле, итальянскому преподавателю аштанги. С тех пор аштанга захватила меня и больше никогда я не занималась ничем другим.
Шарат Джойс
Гуру традиции аштанга йоги
Once you start practicing yoga - that is where your transformation begins.
Our duty is to nourish this within us.

Начало

Поездка в Майсор за авторизацией

После семинара Лино Миеле я стала заниматься аштангой каждый день. За все предыдущие годы я лишь пару раз была на классе под счёт, и теперь мне пришлось учить асаны по листочку, как любому новичку.

Поначалу мне хватало лишь асан стоя, чтобы упасть от изнеможения. Но лёгкое увлечение аштангой выросло в стойкую привязанность, а я продолжала вдохновенно пахать на коврике.

Помню, что к своей первой поездке в Майсор я уже вовсю мучила асаны второй серии и радостно падала из пинчи маюрасаны на подушку, брошенную в начале ковра.
Когда я переучила свои вечерние группы на аштангу, стало понятно, что назад пути нет и пора ехать в Майсор. Чем больше я вела аштангу, тем больше это казалась единственно правильным и даже единственно возможным способом обучения йоге. На майсор-классе я вижу "путь" ученика, потенциальное развитие его практики. На хатхе всё статично: каждый день разные люди, разные асаны.
Я не знаю, как было принято подавать заявки к Шарату в то время. Знаю только, что мою бумажную заявку летом 2010 года подсунули администратору шалы Уше со словами, что я свой человек и мне надо к Шарату.

Тогда действительно было разделение учеников между Шаратом и Сарасвати. К Сарасвати отправлялись все новички, причём даже умелые аштангисты должны были практиковать с ней в свою первую поездку в Майсор.

В поисках глубокой практики и с надеждой на получение авторизации народ ехал к Шарату. Именно поэтому мою заявку отдали в шалу нетрадиционным путём.

Так, в октябре 2010 года я стала ученицей Шарата Джойса.

Главный вопрос
Как понять, что это твой гуру?
Мне было 29 лет, мой любовный роман с будущим мужем был в самом разгаре, и я приехала в Майсор. После той первой поездки осталось немного воспоминаний: нехватка сна, постоянный голод, аштанга в 4 утра, баловство с асанами вечером и крия-йога Шайлендры Шармы ночью.

Больше всего тогда волновал вопрос, удастся ли в этот раз "получить" несколько асан второй серии. Спина болела от непривычных захватов за лодыжки в мостах. Шарат был молод. Жизнь и мой путь в аштанге только начинались.

До знакомства с Шаратом я уже у Шайлендры Шармы видела, как работает система "гуру-ученик". Я общалась с преданными последователями Шайлендры, я видела их тапас, я сама самозабвенно дышала крия-йогу. И мне было понятно самое важное: слово гуру нельзя ставить под сомнение. Только так развивается твоя практика.

Несмотря на финансовые сложности я смогла вернуться в Майсор в декабре 2011 года. Ни в первую, ни во вторую поездку я не называла Шарата учителем. Я потихоньку двигалась по второй серии, но даже не мыслила такими категориями, как гуру или учитель, или практика на всю жизнь.

Моё становление в аштанге и мой самый сложный жизненный период удивительным образом совпали. Теперь, спустя годы, я понимаю, что именно "аштанга вопреки" всему - здоровью, сну, счастью и здравому смыслу - сделала меня одной из самых стабильных и приверженных практике аштангисток.

В 2012 году у меня родилась дочка, и настал мой период многолетней борьбы с бессонницей.

Летом 2013 года Шарат был с семинаром в Москве, а в октябре с младенцем на руках мы снова практиковали у него в Майсоре.

Мне кажется, именно в третий год практики с ним я ощутила начало преобразований. Практика снова была нелёгкой: грудное кормление и постоянный голод, занятие в шале после бессонной ночи, эмоциональное истощение. Когда у меня замкнуло правый бок, я перешла на неловкую первую серию. А Шарат сочувствовал мне и давал советы, как правильно носить ребёнка.

Каким-то чудом в тот год я впервые участвовала в классе под счёт второй серии. Это большая честь, новый статус, а потому - значимое событие. Шарат приглашал на вторую серию, выдавая ученику экапада ширшасану. До того момента я никогда серьёзно не работала над ногами за головой и экапада стала моей "стоп-асаной".

Именно с тех асан, которые приносили мне немыслимое страдание, началось принятие Шарата Джойса как настоящего и единственного гуру мой жизни.


-Теперь выбери себе икрана. Ты почувствуешь его.

Если и он выберет тебя, действуй быстро.


-А как понять, что он меня выбрал?

-Он захочет убить тебя!

Асаны, которые "пытались" меня убить:

Экапада ширшасана
Двипада ширшасана
Карандавасана
Маюрасана
Тик-токи
Все асаны третьей серии в общем
Экапада бакасана
Випарита дандасана
Випарита Шалабхасана
Гандха-бхерундасана

Все последующие поездки к Шарату приносили трансформацию. Шарат выдавал мне трудную асану, я упорно билась над ней дома, чтобы годом позже предъявить её на строгий суд гуру. Каждый раз возвращалась в Майсор с новым телом. Каждый раз - со всё большей верой в слово гуруджи.

В мой четвёртый приезд в декабре 2014 года Шарат подозвал меня и сказал, что даёт авторизацию. Это была авторизация второго уровня с правом учить до карандавасаны. В тот сезон я так и не смогла опуститься в каранду перед Шаратом.

Эта авторизация до сих пор со мной. Я не стала менять её на более продвинутую. И храню её как самую ценную вещь, полученную из рук гуру.

В декабре 2018 года я ассистировала Шарату в старой шале Гокулама. Хотя это знаковое событие, оно не запомнилось мне ничем серьёзным - только весельем и внезапно возникшими обожателями из шалы.

Я горела практикой, потому что у меня был гуру, готовый вести меня.

Я продолжаю гореть сейчас, потому что гуру теперь внутри меня и продолжает показывать мне путь.

В Гокуламе я закончила вторую серию, а мой тернистый путь по третьей начался уже в новой большой шале Шарата.

Вся третья серия выжжена огнём и железом, выстрадана через боль в локтях от силовых виньяс, через жёсткость и тугость тела, через слёзы в прогибах. Через потерю сознания и паническую атаку в гандха-бхерундасане. Через отчаяние, что я не смогу освоить новую асану и продвинуться дальше в практике.

Невозможно словами описать ту жёсткую трансформацию, которую я прожила в январе 2024 года. Я ассистировала Шарату с 3.40 до 7 утра, затем выполняла всю вторую и почти всю третью серию за исключением последних семи асан.

У меня очень искренняя и энергозатратная практика. Я не падаю из асан, я не ищу способы сделать полегче - в общем я честна и с собой и с гуру. И в тот год я узнала, что такое полное истощение сил, отчаяние и абсолютная вселенская усталость. Два раза я подходила к гуру с просьбой сократить мою практику и два раза он мне отказывал. Моя спина задубела от силовухи, а мышечный блок под левой лопаткой теперь не проходил даже в дни отдыха.

Но к этому моменту моя связь с гуру доросла до полного принятия его слова. И я продолжала.

Вернувшись домой, я увидела, как глубоко внутри меня зарождается отвращение к силовой практике и даже нежелание заниматься вообще. Я была абсолютно опустошена и моя воля ослабла. Я стала избегать тех критичных моментов практики, которые требуют максимального психического напряжения. И лишь благодаря тому, что аштанга была моей ежедневной рутиной последние 15 лет, я не бросила заниматься.

Это было последнее испытание. Заниматься йогой легко, если она в радость. Пронести практику через нелюбовь и не бросить её - это окончательное подтверждение её постоянства. Что бы ни случилось.
Когда ты принимаешь учителя как своего гуру, самый главный эффект - это его постоянное присутствие и защита.

Что такое присутствие. В течение всей практики дома в пространстве моей комнаты как будто растворено сознание гуру. Ещё приходит на ум образ двух душ, соединённых между собой. И в моём представлении их соединяют не тонкие ниточки, а вполне прочный стальной канат.

Что такое защита. Какие бы неприятности и боли я не испытывала в практике, все они в конечном счёте ведут к исцелению, преобразованию, личностному и духовному росту. Даже твоя жизнь вне коврика охраняется гуру, как будто благополучие вне коврика означает, что твоё развитие на коврике будет продолжаться.

Только тот становится гуру, с кем возможно полное преобразование. Преобразование - это цель твоей практики и даже жизни, потому что в конце пути твой гуру ждёт тебя. Ты трудишься над асанами, расстаёшься со старым слабым телом и лепишь новое, совершенное. Твоё тело умирает и возрождается. А в это время очищается и меняется твой ум. И в конце концов тебе придётся отречься от себя старой и принять себя новую.

Made on
Tilda